Заголовок: Централизованное тестирование по биологии, 2022
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 23047

Централизованное тестирование по биологии, 2022

1.  
i

Ука­жи­те, какое общее свой­ство живых ор­га­низ­мов от­ра­же­но на ри­сун­ке:

1) на­след­ствен­ность;
2) кле­точ­ное стро­е­ние;
3) спо­соб­ность к са­мо­ре­гу­ля­ции;
4) един­ство хи­ми­че­ско­го со­ста­ва;
5) обмен ве­ществ с окру­жа­ю­щей сре­дой.
2.  
i

В ка­че­стве при­ме­ра вто­рич­ной эко­ло­ги­че­ской сук­цес­сии можно рас­смот­реть сук­цес­сию, ко­то­рая на­чи­на­ет­ся на:

1) пес­ча­ных на­но­сах рек;
2) лугу, по­стра­дав­шем от по­жа­ра;
3) за­стыв­шей вул­ка­ни­че­ской лаве;
4) об­на­жив­шей­ся после зем­ле­тря­се­ния голой скале;
5) твер­дой гор­ной по­ро­де после раз­ра­бот­ки ме­сто­рож­де­ния.
3.  
i

Почва вхо­дит в со­став:

1) верх­не­го слоя тро­по­сфе­ры;
2) жи­во­го ве­ще­ства био­сфе­ры;
3) кос­но­го ве­ще­ства био­сфе­ры;
4) био­ген­но­го ве­ще­ства био­сфе­ры;
5) био­кос­но­го ве­ще­ства био­сфе­ры.
4.  
i

Кры­жов­ник и смо­ро­ди­ну можно раз­мно­жить стеб­ле­вы­ми от­вод­ка­ми. Такой спо­соб раз­мно­же­ния на­зы­ва­ет­ся:

1) ко­пу­ля­ция;
2) по­ло­вое раз­мно­же­ние;
3) фраг­мен­та­ция тал­ло­ма;
4) ве­ге­та­тив­ное раз­мно­же­ние;
5) ис­кус­ствен­ный пар­те­но­ге­нез.
5.  
i

Плум­кот  — это меж­ви­до­вой в ос­но­ве его по­лу­че­ния ги­брид сливы и аб­ри­ко­са. Ука­жи­те метод се­лек­ции, ко­то­рый лежит:

1) ин­бри­динг;
2) аут­бри­динг;
3) есте­ствен­ный отбор;
4) ин­ду­ци­ро­ван­ный му­та­ге­нез;
5) от­да­лен­ная ги­бри­ди­за­ция.
6.  
i

Совы, цапли, аисты на сезон раз­мно­же­ния об­ра­зу­ют по­сто­ян­ные пары, тогда как глу­ха­ри и те­те­ре­ва таких пар не об­ра­зу­ют. Это опи­са­ние ха­рак­те­ри­зу­ет ... по­пу­ля­ций:

1) по­ло­вую струк­ту­ру;
2) воз­раст­ную струк­ту­ру;
3) ем­кость среды оби­та­ния;
4) это­ло­ги­че­скую струк­ту­ру;
5) про­стран­ствен­ную струк­ту­ру.
7.  
i

Рас­пре­де­ли­те пары ор­га­низ­мов в за­ви­си­мо­сти от типа вза­и­мо­от­но­ше­ний между ними по груп­пам: кон­ку­рен­ция (I), па­ра­зи­тизм (II) и ком­мен­са­лизм (III):

 

а)  кра­пи­ва и по­ви­ли­ка, при­креп­ля­ю­ща­я­ся кор­ня­ми-при­сос­ка­ми к кра­пи­ве и пи­та­ю­ща­я­ся за ее счет;

6)  серая и чер­ная крысы, жи­ву­щие на одной тер­ри­то­рии;

в)  со­ба­ка и вирус бе­шен­ства;

г)  бе­ре­за и тру­то­вик;

д)  че­ре­па­ха и рыба-при­ли­па­ло.

1) I — а, в; II — г, д; III — б;
2) I — б; II — а, в, г; III — д;
3) I — б, в, г; II — а; III — д;
4) I — б, г; II — а, в; III — д;
5) I — д; II — а, в; III — б, г.
8.  
i

Мик­ро­эле­мент, вхо­дя­щий в со­став ге­мо­ци­а­ни­на и участ­ву­ю­щий в про­цес­сах фо­то­син­те­за и кле­точ­но­го ды­ха­ния,  — это:

1) сера;
2) калий;
3) медь;
4) маг­ний;
5) кис­ло­род.
9.  
i

Белок йо­доп­син:

 

а)  яв­ля­ет­ся зри­тель­ным пиг­мен­том кол­бо­чек;

б)  пе­ре­но­сит ионы на­трия через плаз­ма­лем­му;

в)  обес­пе­чи­ва­ет им­мун­ный ответ;

г)  об­ла­да­ет ан­ти­бак­те­ри­аль­ным свой­ством;

д)  обес­пе­чи­ва­ет вос­при­я­тие света фо­то­ре­цеп­тор­ны­ми клет­ка­ми.

1) а, в;
2) а, д;
3) б, г;
4) в, д;
5) толь­ко д.
10.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между по­ня­ти­я­ми каж­дой пары су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

эк­зо­ци­тоз  — вы­де­ле­ние фер­мен­тов же­ле­за­ми же­луд­ка  =  диф­фу­зия  — ?

1) пи­но­ци­тоз;
2) мем­бран­ный насос;
3) вы­ве­де­ние из клет­ки мо­че­ви­ны;
4) пе­ре­ме­ще­ние нук­ле­и­но­вых кис­лот;
5) по­гло­ще­ние по­ли­са­ха­ри­дов ге­те­ро­троф­ны­ми про­ти­ста­ми.
11.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между по­ня­ти­я­ми каж­дой пары су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

ана­бо­лизм  — био­син­тез гор­мо­нов = ка­та­бо­лизм  — ?

1) тран­скрип­ция;
2) за­па­са­ние жиров;
3) пла­сти­че­ский обмен;
4) рас­щеп­ле­ние бел­ков;
5) про­цесс ме­та­бо­лиз­ма.
12.  
i

При­ме­ром ал­ло­мор­фо­за яв­ля­ют­ся(-ется):

1) аль­вео­ляр­ные лег­кие у мле­ко­пи­та­ю­щих;
2) ко­рот­кий тол­стый клюв у зер­но­яд­ных птиц;
3) на­ли­чие цвет­ка у по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний;
4) ре­дук­ция ли­стьев у раф­фле­зии и дру­гих рас­те­ний-па­ра­зи­тов;
5) раз­ви­тая кора боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го мозга у мле­ко­пи­та­ю­щих.
13.  
i

Ро­до­слов­ная ил­лю­стри­ру­ет на­сле­до­ва­ние од­но­го из за­бо­ле­ва­ний. Опре­де­ли­те тип на­сле­до­ва­ния за­бо­ле­ва­ния:

1) ауто­сом­но-ре­цес­сив­ный;
2) ауто­сом­но-до­ми­нант­ный;
3) сцеп­лен­ный с Y-хро­мо­со­мой;
4) сцеп­лен­ный с X-хро­мо­со­мой ре­цес­сив­ный;
5) сцеп­лен­ный с X-хро­мо­со­мой до­ми­нант­ный.
14.  
i

Лист бе­ре­зы изоб­ра­жен на ри­сун­ке:

12345
1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
15.  
i

Объ­ек­том охоты в Бе­ла­ру­си яв­ля­ет­ся:

1) бобр;
2) ут­ко­нос;
3) орел-кар­лик;
4) мо­хо­вой шмель;
5) ги­гант­ская манта.
16.  
i

На­ли­чие ча­ше­вид­но­го хло­ро­пла­ста и све­то­чув­стви­тель­но­го глаз­ка ха­рак­тер­но для:

1) амебы;
2) спи­ро­ги­ры;
3) ин­фу­зо­рии;
4) ла­ми­на­рии;
5) хла­ми­до­мо­на­ды.
17.  
i

Ста­фи­ло­кокк раз­мно­жа­ет­ся путем де­ле­ния, при этом из одной ма­те­рин­ской клет­ки об­ра­зу­ют­ся две до­чер­ние. На ос­но­ва­нии этого при­зна­ка его можно от­не­сти к:

1) па­ра­зи­там;
2) анаэ­ро­бам;
3) спи­рил­лам;
4) про­ка­ри­о­там;
5) живым ор­га­низ­мам.
18.  
i

Ко­рень по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний:

 

а)  яв­ля­ет­ся ве­ге­та­тив­ным ор­га­ном;

б)  может ви­до­из­ме­нять­ся в кор­не­ви­ще;

в)  для нор­маль­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния нуж­да­ет­ся в кис­ло­ро­де;

г)  может за­па­сать уг­ле­во­ды;

д)  имеет кор­не­вой чех­лик, со­сто­я­щий из вер­ху­шеч­ной об­ра­зо­ва­тель­ной ткани и обес­пе­чи­ва­ю­щий проч­ность и упру­гость корня.

1) а, б, в;
2) а, б, д;
3) а, в, г;
4) б, в, д;
5) в, г, д.
19.  
i

Ука­жи­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для сосны обык­но­вен­ной:

 

а)  кора стеб­ля со­сто­ит из проб­ки, луба и дре­ве­си­ны;

б)  за счет кам­бия сте­бель спо­со­бен к утол­ще­нию;

в)  при про­рас­та­нии пыль­це­во­го зерна об­ра­зу­ет­ся пыль­це­вая труб­ка, ко­то­рая обес­пе­чи­ва­ет до­став­ку спер­ми­ев к яй­це­клет­ке;

г)  плод сухой, с кры­ло­вид­ным вы­ро­стом для луч­ше­го рас­про­стра­не­ния вет­ром.

1) а, б;
2) а, в;
3) б, в;
4) б, г;
5) в, г.
20.  
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те дож­де­во­го червя:

 

а)  тело дву­сто­рон­не-сим­мет­рич­ное;

б)  ки­шеч­ная труб­ка сквоз­ная;

в)  дви­же­ние крови про­ис­хо­дит за счет со­кра­ще­ния сте­нок со­су­дов;

г)  нерв­ная си­сте­ма раз­бро­сан­но-уз­ло­во­го типа;

д)  ха­рак­те­рен по­ло­вой ди­мор­физм, при­чем самки, как пра­ви­ло, круп­нее сам­цов.

1) а, б, в;
2) а, б, д;
3) а, в, г;
4) б, в, д;
5) в, г, д.
21.  
i

При со­став­ле­нии срав­ни­тель­ной ха­рак­те­ри­сти­ки двух жи­вот­ных при­зна­ки од­но­го из них были уте­ря­ны, при­зна­ки дру­го­го жи­вот­но­го со­хра­ни­лись: уси­ков одна пара; ко­неч­но­сти чле­ни­стые; орган вы­де­ле­ния  — маль­пи­ги­е­вы со­су­ды; раз­ви­тие с пол­ным ме­та­мор­фо­зом. Опре­де­ли­те, каких жи­вот­ных срав­ни­ва­ли:

1) щитня и кре­вет­ку;
2) скор­пи­о­на и краба;
3) краба и паука-кре­сто­ви­ка;
4) цик­ло­па и божью ко­ров­ку;
5) паука-кре­сто­ви­ка и даф­нию.
22.  
i

У ля­гуш­ки озер­ной:

 

а)  нет груд­ной клет­ки;

б)  га­зо­об­мен про­ис­хо­дит в лег­ких и через кожу;

в)  на по­верх­но­сти по­лу­ша­рий пе­ред­не­го мозга име­ет­ся раз­ви­тая кора;

г)  глаза за­щи­ще­ны по­движ­ны­ми ве­ка­ми и ми­га­тель­ной пе­ре­пон­кой;

д)  раз­ви­тие пря­мое, без ли­чи­ноч­ной ста­дии.

1) а, б, г;
2) а, б, д;
3) б, в, г;
4) б, г, д;
5) в, г, д.
23.  
i

На схеме стро­е­ния глаза че­ло­ве­ка сет­чат­ка обо­зна­че­на циф­рой

1) 1;
2) 2;
3) 3;
4) 4;
5) 5.
24.  
i

У че­ло­ве­ка гор­тань:

1) от­де­ле­на от тра­хеи над­гор­тан­ни­ком;
2) яв­ля­ет­ся ме­стом об­ра­зо­ва­ния аль­ве­ол;
3) из­нут­ри вы­стла­на при­сте­ноч­ной плев­рой;
4) со­дер­жит ды­ха­тель­ный центр, кон­тро­ли­ру­ю­щий вдох и выдох;
5) об­ра­зо­ва­на не­сколь­ки­ми хря­ща­ми, наи­бо­лее круп­ный из ко­то­рых щи­то­вид­ный
25.  
i

Боль­шая яго­дич­ная мышца ниж­ней ко­неч­но­сти че­ло­ве­ка:

 

а)  вхо­дит в со­став пас­сив­ной части опор­но-дви­га­тель­но­го ап­па­ра­та;

б)  об­ра­зо­ва­на по­пе­реч­но­по­ло­са­той ске­лет­ной мы­шеч­ной тка­нью;

в)  имеет вид по­ло­го ци­лин­дра с утол­щен­ны­ми кон­ца­ми  — эпи­фи­за­ми;

г)  при ста­ти­че­ской ра­бо­те до­сти­га­ет утом­ле­ния быст­рее, чем при ди­на­ми­че­ской.

1) а, б;
2) а, г;
3) б, в;
4) б, г;
5) в, г.
26.  
i

Ука­жи­те утвер­жде­ния, вер­ные в от­но­ше­нии пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы и об­ме­на ве­ществ в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка:

 

а)  в ро­то­вой по­ло­сти взрос­ло­го че­ло­ве­ка в норме  — 4 клыка;

б)  со­ля­ная кис­ло­та же­лу­доч­но­го сока ак­ти­ви­ру­ет ами­ла­зу и маль­та­зу;

в)  сли­зи­стая обо­лоч­ка тон­кой кишки имеет же­ле­зы, вы­ра­ба­ты­ва­ю­щие ки­шеч­ный сок;

г)  в тол­стой кишке про­ис­хо­дит вса­сы­ва­ние воды и не­ко­то­рых ви­та­ми­нов;

д)  при не­до­стат­ке жи­ро­рас­тво­ри­мо­го ви­та­ми­на В6 раз­ви­ва­ет­ся ку­ри­ная сле­по­та.

1) а, б, г;
2) а, б, д;
3) а, в, г;
4) б, в, г;
5) в, г, д.
27.  
i

У сол­да­та на фор­мен­ной одеж­де име­ет­ся на­груд­ная на­шив­ка: А(II) Rh-. Это озна­ча­ет, что у сол­да­та:

1) в плаз­ме крови име­ют­ся ан­ти­ген А и ан­ти­те­ла  бета , а в эрит­ро­ци­тах — осо­бый белок — резус- фак­тор;
2) в эрит­ро­ци­тах име­ют­ся ан­ти­те­ла  альфа и ан­ти­ген А, а в плаз­ме крови от­сут­ству­ет осо­бый белок — резус-фак­тор;
3) в плаз­ме крови име­ют­ся ан­ти­те­ла  бета , а в эрит­ро­ци­тах име­ет­ся ан­ти­ген А и от­сут­ству­ет осо­бый белок — резус-фак­тор;
4) в плаз­ме крови име­ют­ся ан­ти­те­ла  альфа и  бета , а в эрит­ро­ци­тах от­сут­ству­ют ан­ти­ген А и осо­бый белок — резус-фак­тор;
5) в плаз­ме крови име­ет­ся ан­ти­ген А, а в эрит­ро­ци­тах име­ют­ся ан­ти­те­ла  бета и от­сут­ству­ет осо­бый белок — резус-фак­тор.
28.  
i

Ука­жи­те не­до­ста­ю­щее звено в схеме гу­мо­раль­ной ре­гу­ля­ции в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка:

Моз­го­вое ве­ще­ство пар­ной же­ле­зы внут­рен­ней сек­ре­ции → ? → Ре­гу­ля­ция уг­ле­вод­но­го об­ме­на

1) ин­су­лин;
2) кор­ти­зол;
3) ти­рок­син;
4) ад­ре­на­лин;
5) глю­ка­гон.
29.  
i

На схеме стро­е­ния ней­ру­лы циф­ра­ми 1–3 обо­зна­че­ны три за­ро­ды­ше­вых 3 лист­ка. Ука­жи­те, из кле­ток ка­ко­го за­ро­ды­ше­во­го лист­ка раз­ви­ва­ет­ся каж­дая из при­ве­ден­ных струк­тур ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка:

A)  ребра;

Б)  ногти;

B)  щи­то­вид­ная же­ле­за;

Г)  глад­кая му­ску­ла­ту­ра со­су­дов.

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: А1Б1В2ГЗ.

30.  
i

Опре­де­ли­те струк­ту­ру клет­ки по крат­кой ха­рак­те­ри­сти­ке:

Ха­рак­те­ри­сти­ка

A)  не огра­ни­че­на соб­ствен­ной мем­бра­ной; в ней син­те­зи­ру­ет­ся рРНК

Б)  си­сте­ма ка­на­лов и по­ло­стей, окру­жен­ных мем­бра­ной, на по­верх­но­сти ко­то­рых син­те­зи­ру­ют­ся белки

B)  дву­мем­бран­ный ор­га­но­ид, внут­рен­няя мем­бра­на ко­то­ро­го об­ра­зу­ет дис­ко­вид­ные ме­шоч­ки  — ти­ла­ко­и­ды

Г)  од­но­мем­бран­ный пу­зы­рек, со­дер­жа­щий гид­ро­ли­ти­че­ские фер­мен­ты и участ­ву­ю­щий в ути­ли­за­ции по­вре­жден­ных ор­га­но­и­дов

Струк­ту­ра

1)  яд­рыш­ко

2)  ли­зо­со­ма

3)  цен­три­оль

4)  хло­ро­пласт

5)  ше­ро­хо­ва­тая эн­до­плаз­ма­ти­че­ская сеть

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер:А5Б5ВЗГ2.

31.  
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к их фор­ми­ро­ва­нию:

Ор­га­ны (струк­ту­ры)

A)  усики го­ро­ха и усы зем­ля­ни­ки

Б)  яй­це­клад куз­не­чи­ка и жало пчелы

B)  ра­ко­ви­на улит­ки и пан­цирь че­ре­па­хи

Г)  лу­ко­ви­ца лилии и кор­не­плод мор­ко­ви

Д)  иг­ло­вид­ные ли­стья ели и ко­люч­ки бар­ба­ри­са

Схема спо­со­ба

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б5ВЗГ2Д1.

32.  
i

Про­чи­тай­те текст. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых при­ве­де­ны све­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к фи­зио­ло­ги­че­ско­му кри­те­рию вида Ко­жа­нок се­вер­ный:

 

(1) Ко­жа­нок се­вер­ный  — это ле­ту­чая мышь с дли­ной тела 45–64 мм и мас­сой 8–18 г. (2) Он оби­та­ет как в сплош­ных лес­ных мас­си­вах с не­боль­шим ко­ли­че­ством от­кры­тых про­странств, так и в мест­но­стях с раз­ре­жен­ны­ми участ­ка­ми леса. (3) Летом в ка­че­стве убе­жищ ис­поль­зу­ет по­строй­ки че­ло­ве­ка, по­се­ля­ясь за став­ня­ми, на­лич­ни­ка­ми, об­шив­кой стен, кар­ни­за­ми. (4) Пи­ще­вой ра­ци­он ко­жан­ка со­став­ля­ют ноч­ные ба­боч­ки, жуки и дру­гие на­се­ко­мые. (5) Он вы­ле­та­ет на охоту сразу после за­хо­да солн­ца, кор­мит­ся на про­тя­же­нии всей ночи. (6) В мае−июне самки груп­пи­ру­ют­ся в ма­те­рин­ские ко­ло­нии, в июне  — июле у них по­яв­ля­ют­ся по 1–2 де­те­ны­ша. (7) Ко­жа­нок се­вер­ный за­не­сен в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

33.  
i

Ука­жи­те вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  при­ме­ра­ми эда­фи­че­ских абио­ти­че­ских фак­то­ров яв­ля­ют­ся вы­со­та над уров­нем моря, ши­ро­та, маг­нит­ное поле Земли;

2)  сук­ку­лен­ты  — мно­го­лет­ние рас­те­ния, спо­соб­ные за­па­сать воду в своих тка­нях и ор­га­нах, а затем эко­ном­но ее рас­хо­до­вать;

3)  в от­ли­чие от гиг­ро­фи­тов у ме­зо­фи­тов име­ет­ся воз­ду­хо­нос­ная ткань (аэ­рен­хи­ма), но слабо раз­ви­ты ме­ха­ни­че­ские и про­во­дя­щие ткани;

4)  ти­пич­ные адап­та­ции планк­то­на  — хо­ро­шо раз­ви­тая му­ску­ла­ту­ра, об­те­ка­е­мая форма тела, эла­стич­ные кож­ные по­кро­вы, на­ли­чие плав­ни­ков, ласт;

5)  фак­тор, наи­бо­лее от­кло­нив­ший­ся от сво­е­го оп­ти­маль­но­го зна­че­ния в пре­де­лах вы­нос­ли­во­сти или вы­шед­ший за эти пре­де­лы, на­зы­ва­ет­ся ли­ми­ти­ру­ю­щим;

6)  у хо­ло­до­стой­ких рас­те­ний при низ­ких тем­пе­ра­ту­рах окру­жа­ю­щей среды про­ис­хо­дит на­коп­ле­ние в клет­ках опре­де­лен­ных ве­ществ, сни­жа­ю­щих точку за­мер­за­ния.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

34.  
i

В клет­ке гидры в конце син­те­ти­че­ско­го (S) пе­ри­о­да ин­тер­фа­зы со­дер­жит­ся 32 хро­мо­со­мы. Сколь­ко хро­ма­тид от­хо­дит к каж­до­му по­лю­су клет­ки в ана­фа­зе мей­о­за II?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 15.

35.  
i

В ка­ри­о­ти­пе ма­ка­ки резус в норме 42 хро­мо­со­мы. Сколь­ко хро­мо­сом со­дер­жит­ся в со­ма­ти­че­ской клет­ке му­тант­ной формы ма­ка­ки резус, если к воз­ник­но­ве­нию этой формы при­ве­ла мо­но­со­мия по одной паре хро­мо­сом?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 15.

36.  
i

Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК со­дер­жит 28 гу­а­ни­ло­вых нук­лео­ти­дов, что со­став­ля­ет 14% от об­ще­го ко­ли­че­ства нук­лео­ти­дов в этом фраг­мен­те. Опре­де­ли­те ко­ли­че­ство аде­ни­ло­вых нук­лео­ти­дов, со­дер­жа­щих­ся в дан­ном фраг­мен­те мо­ле­ку­лы ДНК.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 15.

37.  
i

У мышей ген окрас­ки шер­сти рас­по­ло­жен в ауто­со­ме. Жел­тая окрас­ка до­ми­ни­ру­ет над темно-серой, при этом го­мо­зи­гот­ные за­ро­ды­ши жел­тых мышей гиб­нут на ран­ней ста­дии раз­ви­тия. Ген, опре­де­ля­ю­щий форму хво­ста, сцеп­лен с X-хро­мо­со­мой. Изо­гну­тый хвост до­ми­ни­ру­ет над пря­мым. При скре­щи­ва­нии жел­тых мышей с изо­гну­тым хво­стом между собой в их потом­стве по­явил­ся темно-серый самец с пря­мым хво­стом. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния у этой пары среди самок темно-серых осо­бей с изо­гну­тым хво­стом? Учи­ты­вай­те, что жен­ский пол у мышей го­мо­га­мет­ный, а муж­ской  — ге­те­ро­га­мет­ный.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа (дроб­ное число округ­ли­те до це­ло­го), еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 15.

38.  
i

Опре­де­ли­те си­сте­ма­ти­че­ское по­ло­же­ние очит­ка ед­ко­го, на­чи­ная с са­мо­го низ­ко­го ранга, рас­по­ло­жив по по­ряд­ку шесть под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

1)  тип Травы;

2)  род Очи­ток;

3)  цар­ство Рас­те­ния;

4)  вид Очи­ток едкий;

5)  класс Дву­доль­ные;

6)  отряд Од­но­доль­ные;

7)  отдел По­кры­то­се­мен­ные;

8)  се­мей­ство Тол­стян­ко­вые.

39.  
i

Опре­де­ли­те, пред­ста­ви­те­ли сколь­ких типов жи­вот­ных при­ве­де­ны в пе­реч­не:

три­хи­нел­ла спи­раль­ная, каль­мар ги­гант­ский, гидра сте­бель­ча­тая, ас­ка­ри­да че­ло­ве­че­ская, ак­ти­ния кор­ко­вая, не­ма­то­да лу­ко­вая, сли­зень голый, ве­ре­те­ни­ца лом­кая.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­рой, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 8.

40.  
i

Ука­жи­те рас­те­ния, име­ю­щие соч­ный мно­го­се­мян­ный плод с до­воль­но плот­ным, твер­дым на­руж­ным слоем око­ло­плод­ни­ка:

 

1)  арбуз;

2)  горох;

3)  вишня;

4)  огу­рец;

5)  ле­щи­на;

6)  тюль­пан.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 15.

41.  
i

Ука­жи­те не­вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  у дрож­жей может на­блю­дать­ся по­ло­вой про­цесс;

2)  для гри­бов, так же как и для жи­вот­ных, ха­рак­тер­но спо­ро­об­ра­зо­ва­ние;

3)  ми­це­лий шля­поч­ных гри­бов при­креп­ля­ет­ся к суб­стра­ту при­да­точ­ны­ми кор­ня­ми;

4)  на ос­но­ве це­т­ра­рии ис­ланд­ской го­то­вят ле­чеб­ные пре­па­ра­ты, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся при кашле;

5)  под­оси­но­вик, рыжик, мас­ле­нок и дру­гие шля­поч­ные грибы об­ра­зу­ют с кор­ня­ми рас­те­ний ми­ко­ри­зу, или гри­бо­ко­рень;

6)  тру­то­вые грибы об­ра­зу­ют пле­сень в виде пу­ши­сто­го бе­ло­го на­ле­та, ко­то­рый через не­ко­то­рое время чер­не­ет, фор­ми­руя од­но­лет­нее ша­ро­вид­ное пло­до­вое тело.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

42.  
i

Ука­жи­те не­вер­ные утвер­жде­ния:

 

1)  у белки в по­зво­ноч­ни­ке пять от­де­лов, а у со­ба­ки  — че­ты­ре;

2)  у птиц в труб­ча­тых ко­стях име­ют­ся воз­ду­хо­нос­ные по­ло­сти;

3)  по типу раз­ви­тия птен­цы яст­ре­бов и орлов от­но­сят­ся к гнез­до­вым;

4)  у рыси слу­хо­вых ко­сто­чек в по­ло­сти сред­не­го уха боль­ше, чем у ушана;

5)  птицы вы­карм­ли­ва­ют птен­цов сек­ре­том ви­до­из­ме­нен­ных по­то­вых желез;

6)  у пред­ста­ви­те­лей от­ря­да На­се­ко­мо­яд­ные зубы слабо диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми. На­при­мер: 135.

43.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность дви­же­ния крови в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка из верх­ней полой вены в ле­гоч­ные вены, вы­брав пять под­хо­дя­щих эле­мен­тов из при­ве­ден­ных:

 

1)  ле­гоч­ный ствол;

2)  пра­вое пред­сер­дие;

3)  пра­вый же­лу­до­чек;

4)  ка­пил­ля­ры ма­ло­го круга кро­во­об­ра­ще­ния;

5)  ка­пил­ля­ры боль­шо­го круга кро­во­об­ра­ще­ния;

6)  от­вер­стие, снаб­жен­ное дву­створ­ча­тым кла­па­ном;

7)  от­вер­стие, снаб­жен­ное трех­створ­ча­тым кла­па­ном.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 54123.

44.  
i

Для каж­дой пары ор­га­нов (струк­тур) под­бе­ри­те схему, от­ра­жа­ю­щую спо­соб осу­ществ­ле­ния эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, ко­то­рый при­вел к их фор­ми­ро­ва­нию:

При­мер

A)  при виде пищи уси­ли­ва­ет­ся слю­но­от­де­ле­ние

Б)  из-за ис­пу­га сужа­ют­ся кро­ве­нос­ные со­су­ды кожи лица

B)  во время фазы быст­ро­го сна уско­ря­ет­ся обмен ве­ществ

Г)  при рез­ком по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды ак­ти­ви­ру­ет­ся сек­ре­ция пота

Д)  во время от­ды­ха после ин­тен­сив­ной фи­зи­че­ской на­груз­ки ритм сер­деч­ных со­кра­ще­ний за­мед­ля­ет­ся

Отдел

1)  сим­па­ти­че­ский

2)  па­ра­сим­па­ти­че­ский

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б5ВЗГ2Д1.